Беспроводные телефоны
Беспроводные телефоны впервые появились в конце 1970-х годов и до сих пор переживают бурное развитие. Во многих американских домах есть только беспроводные телефоны, что может быть угрозой безопасности, так как в отличие от проводных телефонов, они не работают при отсутствии электроэнергии. Беспроводные телефоны были разработаны для обеспечения соединений с телефонной сетью общего пользования ТСОП при низкой себестоимости и низком уровне мобильности, т. е. для коротких беспроводных соединений, замещающих проводную связь телефона- базы с его трубкой. Поскольку беспроводные телефоны конкурируют с проводными трубками, они должны обеспечивать то же качество передачи речи. Первоначально у беспроводных телефонов было плохое качество передачи речи, и потребители быстро от них отказались. Первые беспроводные системы позволяли соединить с «базой» только одну телефонную трубку, маленькой была также и зона покрытия — несколько комнат дома или офиса. Это остается главным аргументом против беспроводных телефонов в Соединенных Штатах. Сегодня увеличилась также и зона покрытия, хотя некоторые «базы» поддерживают несколько трубок. В Европе и Азии системы беспроводных цифровых телефонов эволюционировали и обеспечивают покрытие намного больших зон как внутри, так и вне дома, и по многим позициям схожи с сотовыми телефонными системами.
Базовые блоки беспроводных телефонов соединяются с ТСОП таким же образом, как и проводные телефоны городских линий связи, и поэтому не создают каких-либо дополнительных осложнений в работе телефонной сети. Подвижность этих беспроводных трубок чрезвычайно ограничена: трубка должна находиться внутри зоны передачи своей «базы». С другими системами беспроводных телефонов связи нет, поэтому высокая плотность этих систем в маленьких зонах (например, в высотном доме) может привести к значительным взаимным помехам между системами. По этой причине в беспроводных телефонах сегодня много речевых каналов, и они сканируют эти каналы, чтобы среди них найти канал с минимальным уровнем помех. Многие беспроводные телефоны используют методы расширения спектра для подавления помех, создаваемых другими системами беспроводных телефонов или подобными системами типа радиосистем наблюдения за ребенком — «радионянек» и беспроводных ЛВС.
В Европе и Азии цифровые беспроводные телефоны второго поколения СТ-2 имеют широкий диапазон использования помимо квартир или офисов. Внутри помещения эти системы действуют в качестве обычных беспроводных телефонов. Для расширения зоны вне пределов дома базовые станции (также называемые фоун-пойнт или телепойнт) устанавливаются в местах скопления людей: в торговых пассажах, на оживленных улицах, железнодорожных вокзалах и в аэропортах. Беспроводные телефоны, зарегистрированные у провайдера телепойнта, могут делать вызовы всякий раз, когда они находятся в зоне телепойнта. Тслепойнт не позволяет абонентам принимать вызовы, так как у сети нет средств поддержки связи с мобильными абонентами, хотя некоторые трубки СТ-2 имеют встроенные пейджеры для компенсации этого недостатка. Эти системы также не переадресуют вызов, если абонент передвигается между различными телепойнтами, так что абонент должен оставаться внутри зоны покрытия того телепойнта, где его вызов был инициирован в течение всего разговора. Служба телепойнта дважды вводилась в Великобритании и оба раза терпела неудачу, но, начиная с середины 1990-х годов, такие системы стремительно развивались в Гонконге и Сингапуре.
Однакоко через несколько лет этот стремительный рост быстро пошел на спад — после того, как операторы сотовой телефонии снизили цены, чтобы конкурировать со службой телепойнта. Основными недостатками в работе телепойнта были недостаточная дальность радиосвязи и отсутствие переадресации вызова. Так как сотовые системы избежали этих проблем, а цены были конкурентоспособными, у людей было мало причин использовать службу телепойнта. Большинство этих служб сегодня исчезло.
Более развитой является система беспроводных телефонов PHS, которая появилась в Японии. Система PHS очень похожа на сотовую систему; она обладает широкой сетью базовых станций, поддерживающих механизмы передачи обслуживания и маршрутизации вызовов между базовыми станциями. Благодаря этим своим возможностям PHS не имеет основных ограничений системы СТ-2. Первоначально системы PHS имели самые высокие темпы роста, которые когда-либо испытывали новые технологии. В 1997 г., два года спустя после введения системы PHS, количество абонентов PHS возросло до максимального значения — примерно 7 млн., но затем популярность PHS начала уменьшаться из-за существенного снижения цен на услуги сотовой связи. В 2005 г. было около 4 млн. абонентов, которых привлекали абонентская служба с оплатой по единому тарифу и относительно высокая скорость передачи данных (128 кбит/с). Операторы PHS пытаются поднять скорость передачи данных до 1 Мбит/с, с которой сотовые операторы пока еще не могут состязаться. Основное различие между системой PHS и сотовой системой в том, что PHS не может поддерживать передачу обслуживания вызова (хэндовер) со скоростью движения транспортного средства. Причина этого недостатка заключается, главным образом, в динамической процедуре распределения каналов, используемой в PHS. Динамическое распределение каналов в значительной мере повышает количество телефонных трубок, обслуживаемых одной базовой станцией, и, соответственно, скорость передачи сигнала, что, в свою очередь, снижает стоимость системы, но это также усложняет процедуру переадресации вызова. Учитывая длительную популярность PHS, маловероятно, что они в скором времени пройдут тот же путь, что и СТ-2, особенно если им удастся достигнуть еще большей скорости передачи данных. И все же из недавней истории систем беспроводных телефонов видно, что для расширения зоны использования этих систем за границы дома требуется либо гармонизация с сотовыми системами, либо превосходство над ними в функциональности, либо значительное сокращение стоимости.